Сайт о Городе и для Города

Достославный Симеон

Автор:  Андрей Геращенко


На Нижне-Покровской улице, хорошо знакомой полочанам и многочисленным гостям города, находится историческое здание полоцкой Братской школы, в котором ныне располагается музей-библиотека Симеона Полоцкого. Рядом взметнулись ввысь купола величественного Богоявленского собора. Чуть ниже плавно несёт свои воды Западная Двина. Красивое и полюбившееся многим место.

Долгие годы полоцкая Братская школа была единственным в городе очагом православия, сохранявшим культурные и религиозные традиции нашего народа в условиях иноземного владычества. В 1660 году в условиях усиления гонений на православие школу всё же закрыли. Все эти годы Богоявленское православное братство (в честь которого и был возведён позднее Богоявленский собор) было добровольным объединением полоцких купцов, мастеровых людей, мелких дворян, духовенства. Несмотря на засилье католиков и униатов полочане собирали и жертвовали деньги и силами своего православного братства содержали школу и даже свой небольшой театр, где ставились пользующиеся большой популярностью горожан пьесы и постановки. В 1633 году земский полоцкий судья Севостьян Мирский пожертвовал братству землю на улице Великой для обустройства там школы. В школе обучали самым различным наукам – философии, естествознанию, математике, астрономии, православному богословию, греческом у и латинскому языкам, пению, риторике. Изучались также и исторические летописи, а также народные былины.

К слову, широко распространено заблуждение о том, что русские героические былины были распространены только на Русском Севере, а в белорусских землях о них узнали только в конце XVII века. Между тем былины или, как их иначе называли – старины, всегда присутствовали в Западной Руси и поэтому использовались Симеоном Полоцким в обучении. Доказательством этому служит «Вестовая записка», написанная в 1574 году оршанским старостой, видным государственным и военным деятелем Великого княжества Литовского и Русского и Речи Посполитой Филоном Кмитой-Чернобыльским. Она была адресована каштеляну(1) трокскому Остафию Воловичу (тому самому, который пригласил князя Андрея Курбского(2) в Литву). В этом документе интересно то, что Кмита-Чернобыльский жалуется на то, что король к нему несправедлив и сравнивает своё положение с богатырями Ильёй Муровлянином (Муромцем) и Соловьём Будимировичем, которые были в опале у великого киевского князя Владимира – Красное Солнышко. Таким образом, богатырские былины, безусловно, имели широкое хождение в белорусских землях.

Филон Кмита-Чернобыльский во время Ливонской войны воевал против Царства Русского, хотя и принадлежал к «русской партии»(3) и выступал за избрание Ивана Грозного королем Речи Посполитой. В судьбе Кмиты-Чернобыльского отразился весь трагизм положения западнорусской(4) знати в польско-литовском государстве. С одной стороны, законы феодальной чести и присяга требовали верного служения своему государю (в данном случае королю Польскому и великому князю Литовскому и Русскому), с другой же этот самый государь, зависимый от римских пап и иезуитов(5), опутавшими польский королевский двор, несмотря на верную службу своих русских подданных, требовал от них отказаться от православной веры, русского языка и вообще от русскости и стать поляками. Эти непримиримые противоречия между Западной Русью и католическими Польшей и Литвой и привели спустя столетия к бесславному краху Речи Посполитой.

Вторая половина XVII века в жизни братской школы связана с именем известного белорусского философа, просветителя, писателя и монаха Симеона Полоцкого.

Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович появился на свет в 1629 году в Полоцке. В родном городе будущий монах Симеон получил начальное образование, а затем учился уже с 1637 по 1651 год в Киево-Могилянской коллегии(6), которая в то время была крупнейшим и главным православным центром высшего гуманитарного и богословского образования. В 1653 году знаменитый полочанин завершил обучение в Виленской иезуитской академии(7). Успешно окончив учёбу, Петровский-Ситнианович возвратился в Полоцк, где в 1656 году, принял иночества и новое монашеское имя Симеон и стал дидаскалом (учителем) в Богоявленской братской школе.

Неспокойное это было время, непростое. Польские и литовские паны всё больше ущемляли православных крестьян - белорусов и украинцев, называли их схизматиками. Доставалось даже православной мелкой шляхте. Но свободолюбивые белорусский и украинский народы поднялись на борьбу против угнетателей. В 1648 году началось знаменитое восстание Богдана Хмельницкого(8), переросшее впоследствии в полномасштабную народно-освободительную войну в Речи Посполитой, а затем и войну Речи Посполитой с Царством Русским. Начавшись на Малой Руси(9), война перекинулась и на Белую Русь, куда на помощь восставшим проникли отряды запорожских казаков(10) – удалых и смелых воинов. Отряды повстанцев овладели Гомелем, Лоевым, Чечерском, Бобруйском, Мозырем, Туровом, Пинском, Кобриным. Юг Беларуси (кроме Слуцка и Старого Быхова, где стояли мощные гарнизоны польско-литовских войск) оказался полностью в руках казаков и белорусских повстанцев. Бегство шляхты приобрело массовый характер – паны с семьями спешно покидали земли Великого княжества Литовского и Русского, спасаясь в городах Польской Короны. Собрав «посполитое рушение», т.е. всеобщее ополчение из хорошо вооружённой шляхты и набрав наёмников, гетман литовский Януш Радзивилл выступил навстречу казакам и обложил Пинск. Горожане отказались сдаться. После взятия города было убито более 3 тысяч жителей. После взятия Пинска польско-литовское войско опустошило весь юг Беларуси, стремясь подавить восставшее местное население и не допустить объединение отрядов белорусских крестьян и мещан с казаками Богдана Хмельницкого. В Турове, Давид-Городке, Чечерске и Мозыре были перебиты все жители, поддержавшие казаков. Особенной жестокостью Януш Радзивилл отметился в Бобруйске – 800 человекам отрубили руки, множество православных жителей подверглось пыткам. Хмельницкий направил на помощь восставшей Белой Руси казачьи загоны(11) Голоты и Подобайлы.

Однако главной целью армии Януша Радзивилла было не подавление повстанцев на Белой Руси, а нанесение удара с севера в тыл казацким войскам Богдана Хмельницкого, взятие Киева и совместно с польскими войсками, действовавшими на территории Украины уничтожение восстания на Малой Руси.

Поэтому, пройдя огнем и мечом по Белой Руси, гетман польный литовский (12) Радзивилл направился к Лоеву, у которого находились т.н. «Лоевские ворота» (переправы через Днепр), после взятия которых под контроль, он намеревался идти на Киев. В то время в Лоеве располагался казацко-крестьянский загон Степана Пободайлы, который и преградил путь врагу. На помощь Пободайле шел крупный отряд (около 10 тысяч) казаков под началом наказного гетмана (13) Михаила Кричевского. 24 июля загон Кричевского переправился через Припять и 29 июля занял местечко Холмеч (ныне деревня в Гомельской обл.).

31 июля 1649 года произошло сражение казацких и крестьянских отрядов с армией Януша Радзивилла, вошедшее в историю под названием Лоевская битва. Это была самая крупная битва войны 1648-1651 года на территории Беларуси. Рано утром гетман Кричевский, вопреки советам старшин, не дождавшись своей пехоты и обоза с артиллерией и не соединившись с загоном Пободайлы, стремительно атаковал в конном строю лагерь королевских войск. Несомненно, внезапная атака привела бы к успеху, но неожиданно в тыл атакующим казакам ударило две тысячи конной шляхты, возвращавшейся из дозора из-под Брагина. Атакующие были рассечены пополам, левое крыло разбито, правое отступило в лес в долину Днепра, где казаки быстро из веток деревьев, трупов лошадей и тел павших товарищей возвели укрепления.

В это время, узнав о разгоревшемся сражении, на помощь Кричевскому устремился Пободайло, начав переправу через Днепр. К моменту подхода к месту переправы немецкой пехоты и литовских драгун на берег высадилось не более половины отряда Пободайлы. Казаки отбили две атаки королевских войск. Только третий фланговый кавалерийский удар позволил противнику скинуть казаков в реку.

Казацкий укрепленный табор-«гуляй-город»(14) с пехотой и присоединившимися белорусскими крестьянами, который спешил на поле боя был атакован с трех сторон королевскими войсками (немецкая пехота, драгуны, татарские хоругви(15)) и после ожесточенного боя был разбит. После чего соединившись, все войска Радзивилла обрушились на укрепления казаков Кричевского в лесу. Три больших штурма пехоты и спешенной кавалерии при поддержке артиллерии были отбиты казаками с большими потерями для королевских войск. С наступлением темноты Радзивилл отвел свои войска в укрепленный лагерь, а казаки, воспользовавшись этим, отступили.

Так роковая ошибка наказного гетмана Кричевского обернулась тяжелой неудачей. Сам же Михаил Кричевский был тяжело ранен и захвачен в плен. Радзивилл рассчитывал получить от него сведения о военных планах Богдана Хмельницкого. Но он не выдал тайны и принял мученическую смерть.

И хотя поле битвы осталось за войском Радзивилла, но оно понесло крупные потери и отошло под стены Речицы, а непрерывные нападения казаков и повстанцев на путях снабжения сделали невозможным дальнейшее наступление армии Радзивилла на Киев. Удар в тыл силам Богданам Хмельницкого был предотвращен.

После Лоевской битвы повстанческое движение на Белой Руси значительно ослабело – слишком неравны были силы сторон. Одной из главных причин этого была недостаточная организованность и невысокая воинская подготовка подавляющей массы восставших. Отряды же запорожских казаков, составлявших военное ядро белорусских повстанцев, редко превышали одну-две тысячи человек. В большинстве своем это были формирования в несколько сот казаков. Поэтому восставшим, а это в основной своей массе были крестьяне и мещане, т.е. люди мирных профессий, хотя многие из них и показачились(стали казаками), несмотря на отчаянный героизм и жгучую ненависть к угнетателям было сложно противостоять жестокой и беспощадной профессиональной шляхетско-наемнической карательной армии Януша Радзивилла. Направлять же на Белую Русь крупные соединения казаков у Богдана Хмельницкого не было возможности, т.к. в это время Малая Русь вела тяжелую борьбу с Короной Польской(16).

Но на Украине боевые действия продолжались вплоть до 1653 года. Видя невозможность победы, Хмельницкий обратился за помощью к русскому царю Алексею Михайловичу. Следует отметить, что к середине XVII века русское государство, выдержав натиск Речи Посполитой, было готово к началу освобождения своих соплеменников на Западе. В Белоруссии на Украине началось встречное движение, так как и православной шляхте, и казакам, и простым жителям стало ясно, что самостоятельно они от польского и католического гнёта избавиться не в состоянии. Осенью 1653 года Земский собор(17) откликнулся на просьбу Богдана Хмельницкого и принял решение о принятии в подданство Царства Русского Запорожского Войска. 18 января 1654 года в Переяславле состоялась знаменитая Переяславская Рада, выразившая волю Малой Руси к единству с Россией.

Вот как описывает те знаменательные события летописец: «Во второй час дня собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и ясаулы(18), писарь и все полковники. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем молчать». После того как все замолчали Богдан Хмельницкий начал говорить: «Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и все православные христиане! Уже шесть лет живем без государя в нашей земле в беспрестанных бранях и кровопролитиях гонителями и врагами нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали мы Раду, явную всему народу, чтобы сами себе обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турский; вторый — хан крымский; третий — король польский; четвертый есть Православный Великия России государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Руссии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим». И после слов Хмельницкого весь народ закричал: ««Волим до царя восточного, православного! Чтоб во веки все едино были!». После чего казаки принесли присягу. От лица царя Алексея Михайловича его ближний боярин, стольник Василий Бутурлин вручил Богдану Хмельницкому грамоту и знаки гетманской власти – хоругвь, булаву и шапку.

Царь Алексей Михайлович вступил в войну с Речью Посполитой на стороне Малой и Белой Руси, защищая своих единоверцев. 24 августа 1654 года у села Шепелевичи, что недалеко от Борисова произошла битва, в которой столкнулись войско князя Алексея Трубецкого(19) и армия великого гетмана литовского Януша Радзивилла, идущего на помощь осажденному русскими войсками Смоленску. В ходе сражения войско Радзивилла было полностью разгромлено. Вот, что писал воевода Трубецкой находившемуся в то время под Смоленском царю: «гетмана Радивила побили, за 15 верст до литовского города Борисова, на речке на Шкловке, а в языках(20) взяли 12 полковников, и знамя, и бунчук Радивилов взяли, и знамена и литавры поимали, и всяких литовских людей в языках взяли 270 человек; а сам Радивил утек с небольшими людьми, ранен». Князь Алексей Трубецкой был выдающимся военачальником, о чем говорят цифры потерь в битве под Шепелевичами. В том сражении войско Трубецкого потеряло 9 убитых и 97 раненых, а вот в армии Радзивилла только убитых было более 1000 человек. Итогом сражения стало взятие русскими войсками 31 августа крепости Шклов и капитуляция 31 августа польско-литовского гарнизона Смоленска.

А на севере нынешней Беларуси в направлении Полоцка и Витебска продвигались войска под началом воеводы Василия Шереметева. 16 июня 1654 года недалеко от Полоцка у деревни Юровичи он нанёс сильное поражение польскому войску князя Соколинского, а 17 июня вошел в Полоцк. Полочане с воодушевлением встретили русские войска, только 7 горожан пожелали уйти из города, остальные присягнули царю Русскому.

В конце августа боярин Василий Шереметев во главе войска в 4200 человек пехоты с 20 пушками осадил Витебск, который имел два замка и считался лучшей литовской крепостью на Двине. В крепости был сильный польско-литовский гарнизон, оказавший ожесточённое сопротивление. Тогда на помощь осаждавшим подошли 1000 запорожских казаков Василия Золотаренко(21) и два солдатских полка (около полутора тысяч) из-под Смоленска. Началась правильная осада, которая продолжалась два месяца. 17 ноября был принят штурм, в ходе которого осаждавшие захватили большинство укреплений города и гарнизон сдался. Воевода Василий Шереметев милостиво отнёсся к взятой в плен шляхте, с которой договорился по пунктам и отпустил на свободу.

Население белорусских земель с радостью встречало русские войска, которые быстро продвигаясь по белорусским землям помимо Полоцка, Витебска и Шклова заняли Кричев, Оршу, Мстиславль, Копыль, Речицу и другие города. Взят был казаками наказного гетмана Войска Запорожского Ивана Золотаренко(22) и сильно укрепленный город-замок Гомель с большим гарнизоном, состоявшим из наемных немецко-венгерских войск и шляхетского ополчения.

Симеон Полоцкий, который стал свидетелем этой войны, решительно встал на сторону народа, боровшегося с иноземным и католическим владычеством. Мужественный белорусский просветитель писал оды в честь русских войск и выступал «противо… свирепых мучителей, горделивых, гневных, а злых церкви гонителей».

Когда русская армия вошла в Полоцк, Симеон торжественно встречал войска единоверцев вместе со своими учениками и написал знаменитые «Метры на пришествие во град отчистый Полоцк пресвелого благочестивого и христолюбивого государя Царя и Великого князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самедержцы». Вот отрывок из этого эпического произведения:

«Не до конца Бог Господь на люд ся гневает,
Любо подчас сурове грешников карает.
Карал нас бичем гневу, кгды в чужие руки
Предал был в поругане на потвар, на муки.
А днесь послал нам царя, который выбавил
З недоли народ руский, потвары избавил.
Царствуй же многа лета, правоверный царю,
Личы часто трыумфы з божиего дарю».

В это же время Симеон Полоцкий много работает в театре, ставит постановки и комедии, в которых высмеиваются людские пороки – жадность, лицемерие, праздность. Каждый такой спектакль был заметным событием в культурной жизни полочан.

Война тем временем продолжалась. Попытки польско-литовской армии отбить весной 1655 года Полоцк, Витебск и Дисну оказались неудачными – русские гарнизоны, опирающиеся на поддержку местного населения, смогли защитить города. Летнее наступление русских войск, наоборот, было чрезвычайно успешным – вскоре были заняты Минск и Вильно – столица Великого княжества Литовского и Русского.

Почти все белорусские земли и Литва перешли под руку русского царя. Но война была очень тяжёлой и изнуряющей. К тому же в войну вступила Швеция, а бежавший из Вильно гетман литовский Януш Радзивилл заключил со шведским королём Карлом Х Кейданскую унию(23), по которой признал власть короля Швеции над Великим княжеством Литовским, что неизбежно втягивало Царство Русское в войну со Швецией. Шведский король, стараясь снискать расположение польской шляхты, обещал помощь «против Москвы и казаков». Речь Посполитая находилась на грани полного краха, но война со Швецией вынудила царя заключить Виленское перемирие(24) с поляками и обратить силы на борьбу с набиравшим силу шведским королевством.

Обстановка в великом княжестве была очень непростой и в Москве ее представляли не очень хорошо. После победоносной кампании 1655 года русских войск на территории великого княжества оставалось немного. Немногочисленные русские гарнизоны были разбросаны по нескольким крупным городам – Ковно, Гродно, Вильно, Полоцк. В небольших городах и крепостях русских войск не было или их присутствие имело чисто символический характер. Формально помогать представителям Царства Русского в Великом княжестве Литовском и Русском должна была местная, присягнувшая царю шляхта, однако на деле в большинстве своем ополяченная она выжидала, чья возьмёт. Осенью 1658 года поляки возобновили боевые действия против русской армии. Войско гетмана польного литовского Корвина Гонсевского и другое войско короны, под главенством великого гетмана литовского Павла Яна Сапеги, двинулись на Вильно. Однако под селом Верки, что возле города (ныне в черте Вильнюса) армия Гонсевского была наголову разбита войском воеводы Юрия Долгорукого, а сам Гонсевский попал в плен. Сапега, который одновременно попытался ворваться в Вильно с другой стороны, был остановлен силами гарнизона, а когда узнал о поражении Гонсевского, поспешно отступил.

Положение резко осложнилось весной 1660 года. 3 мая Швеция заключила с поляками Оливский мир(25). Теперь польское правительство, располагавшее тогда армией, насчитывавшей более 50 тысяч только «компутовых» (состоящих на жаловании) солдат, получило возможность перебросить в великое княжество значительные силы.

И результаты этого не замедлили сказаться. 28 июня 1660 года у села Полонка (ныне Брестская область) произошло сражение между русским войском (8500 чел.) князя Ивана Хованского(26), в составе которого помимо стрельцов, рейтар(31), солдат и драгун находилась 1000 полоцкой шляхты, а также отряды витебской, могилёвской и кричевской шляхты с дивизией коронной гвардии (свыше 12000 чел) воеводы русского(27), гетмана польного коронного(28) Стефана Чарнецкого.

На рассвете 28 июня авангард русского войска столкнулся с армией Чарнецкого, уже готовой к бою и выстроившейся в боевом порядке. Предрассветный туман и дым от подожжённых поляками домов скрывали истинную численность противника, имевшей до 8000 конницы и до 4000 пехоты. С ходу атаковав неприятеля, русским удалось потеснить авангард польско-литовской армии. К несчастью Хованского, он недооценил численность противостоящего ему противника, и русским не удалось развить успех. В итоге сражение было проиграно.

Князь Хованский, собрав в окрестностях местечка Мир, отступившие от Полонки войска отошел к Полоцку. Известно, что в том неудачном бою хорошо показала себя полоцкая шляхта, которая выдержав таранный удар польских гусар, организованно отступила вместе с Хованским.

Неудача князя Хованского под Полонкой резко изменило соотношение сил на белорусском направлении. Польская армия Стефана Чарнецкого перешла в наступление и дошла до Борисова, который осаждала два месяца, но взять город так и не смогла. Особо яркой страницей той войны является оборона Вильно русским гарнизоном под командованием воеводы князя Даниила Мышецкого(29) от польско-литовской армии великого гетмана литовского Павла Яна Сапеги.

Русских войск в городе насчитывалось не более 1000 человек, и защищать такой большой город как Вильно такими силами было невозможно. Поэтому гарнизон укрепился в Виленском замке и в течение почти полутора лет стойко оборонялся и отбивал приступы неприятеля. Вот что писал родным князь Мышецкий: «... сидел в замке от польских людей в осаде без пяти недель полтора года, принимал от неприятелей своих всякие утеснения и оборонялся от пяти приступов, а людей с нами осталось от осадной болезни только 78 человек». Героическая оборона Вильно имела исключительное значение. Русский гарнизон в Вильно сумел сковать большие силы противника, тем самым ослабил нажим польско-литовских войск на других участках военных действий.

В ноябре 1661 года в Вильно прибыл король Речи Посполитой Ян II Казимир Ваза, который был взбешён чрезмерно затянувшейся осадой Виленского замка. И когда замок пал, то вопреки всем рыцарским законам князь Даниил Мышецкий по приказу короля был казнён «усекновением головы». Это был беспримерный случай. По обычаям войны европейских государств никогда не казнили знатных военнопленных. Более того, попадавшие в плен полководцы противной стороны обычно могли рассчитывать на вполне достойное обхождение, а после окончания войны, или даже при заключении временного перемирия – на возвращение на родину. Именно так поступили, например, русские, когда к ним плен попал гетман польный литовский Гонсевский. После 4 лет русского плена во вполне сносных условиях Гонсевский был отпущен обратно.

Война с переменным успехом продолжалась еще почти семь лет. Были громкие победы и тяжелые поражения с обеих сторон, всё это привело к взаимному исчерпанию сил. После долгих переговоров в 1667 году был заключён Андрусовский мир, по которому к Царству Русскому отходила левобережная Украина. Но правобережные украинские земли и Белая Русь вернулись под власть Речи Посполитой. До воссоединения белорусов с Россией оставалось ещё больше века.

Многие православные белорусы, не желая вновь становиться подданными польских королей, начали переселение в Россию. Русские власти этому способствовали, всячески поддерживали, уделяя особое внимание мастеровым и образованным людям.

Свою первую поездку в Москву Симеон Полоцкий совершил ещё в 1660 году. Он удостоился приёма у царя Алексея Михайловича в Кремле, читал ему свои стихи и произвёл на российского самодержца очень хорошее впечатление.

Алексей Михайлович не забыл о талантливом монахе-преподавателе и в 1664 году пригласил его в Москву. Там в Спасском монастыре за Иконным рядом Симеон Полоцкий поначалу обучал молодых подьячих Тайного приказа. Это было очень почётное дело, потому что нашему земляку доверили обучать наукам будущую элиту российского чиновничества.

Симеон Полоцкий обладал большим авторитетом у царя и среди православного клира. Решением Собора 1666 года(30) Симеону Полоцкому было доверено написание трактата, направленного на укрепление православия. Симеон блестяще справился с возложенной на него обязанностью и в 1667 году этот труд был издан от имени царя и собора под названием «Жезл правления на правительство мысленнаго стада православно-российския церкви, - утверждения во утверждение колеблющихся во вере, - наказания в наказание непокоривых овец, - казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих». Собор высоко отметил этот труд, признав, что «Жезл»: «из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным».

Царь Алексей Михайлович, отмечая успехи полоцкого просветителя и беспокоясь о качестве образования своих наследников, поручает Симеону Полоцкому воспитание своих детей – Фёдора и будущего Петра Первого Великого. Специально для наследников российского престола Симеон пишет несколько трудов – сборник стихотворений «Ветроград Многоцветный», который использовался в качестве книги для чтения, а также религиозные – «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических» и «Венец веры кефалическия». Эти труды впоследствии стали широко известны и среди российской знати и духовенства. «Венец» и вовсе привлёк внимание образованной и духовной московской публики своей новизной и был интересен тем, что Симеон, будучи прекрасно образованным человеком, сделал немало ссылок при написании данного произведения на западных писателей (блаженных Иеронима и Августина и других).

С появлением Симеона Полоцкого в Москве второе рождение получило искусство проповеди. В российской столице не было таких ярких и образованных богословов, поэтому вместо проповедей читали тексты книг. А Симеон написал свыше 200 проповедей, затрагивающих те или иные проблемы его соплеменников.

Не забыл Симеон в Москве и своего увлечения театром. Он способствовал его появлению и написал специально для делающего первые шаги театра две комедии: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне», которая особенно полюбилась зрителям.

Симеон мог бы спокойно почивать на лаврах воспитателя царевичей, но он считал своим долгом делиться с московскими духовными и светскими лицами своими знаниями, почерпнутыми в Вильно, Киеве и Полоцке. Книжность и учёность Симеона раздражали многих его завистников, и у него в Москве было немало недоброжелателей. Но царь Алексей Михайлович всегда выступал на стороне воспитателя своих детей и не давал Симеона никому в обиду.

В 1676 году Алексея Михайловича не стало, на престол взошёл 15-летний сын царя Фёдор Алексеевич. Как отмечали современники, он был слаб физически, но крепок духом. При нём Киев и левобережная Украина была окончательно закреплена за Царством Русским. В делах просвещения новый царь всецело доверял своему учителю – Симеону Полоцкому.

В 1678 году при царском дворе достославный Симеон Полоцкий, как теперь его именовали многие в Москве, организовал типографию. Первой изданной книгой был «Букварь языка словенского». Занимался Симеон и благотворительной деятельностью – по его совету Фёдор Алексеевич строил богоугодные дома для бедных и больницы. В 1679 году Симеон составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии, мечтая создать учебное заведение, в котором, по примеру Киево-Могилянской академии, будут использоваться все лучшие достижения западной и восточной науки и культуры. Этот проект намного опередил своё время. По сути, речь шла о создании первой российской академии наук.

Но задуманному белорусским просветителем и русским царём не суждено было исполниться. В 1680 году Симеон Полоцкий умер. Его с почестями похоронили в Заиконоспасском монастыре. Все свои сбережения Симеон завещал полочанам. А в 1682 году умер и царь Фёдор Алексеевич.

Наступала новая эпоха – новым русским царём был объявлен 10-летний Пётр Первый, который реально приступил к управлению страной лишь в 1689 году.

После смерти Симеона Полоцкого осталось богатое культурное наследие. Его проповеди были изданы в 1681-1683 годах в двух сборниках «Обед душевный» и «Вечеря душевная». Также после смерти вышли в свет и его труды «Тестамент Василия, царя греческого, сыну своему Льву Философу» и «История или повесть о житии преподобного Варлаама и о Иоасафе, царевиче индейском».

А в белорусских землях наступали тяжёлые времена. 26 августа 1696 года польско-литовская шляхта постановлением всеобщей конфедерации сословий Речи Посполитой вынесла запрет на использование русского (белорусского) языка(36) в качестве государственного и литературного: «pisarz powinien po polsku, a nie po rusku pisac» («писарь должен по-польски, а не по-русски писать»). Это решение перечёркивало вековые традиции и культурное наследие Великого княжества Литовского и Русского.

Конечно, больше внимания Симеон Полоцкий уделял старшему царевичу Фёдору, но несомненно и его влияние на младшего Петра. Так было уготовано судьбой, что наш земляк – полочанин Симеон Полоцкий был первым учителем первого российского императора, которому было суждено совершить коренные преобразования огромной Российской империи.

В 2004 году в Полоцке был установлен памятник знаменитому просветителю (скульптор – А.Финский) – достославный Симеон в бронзе и граните вернулся в родной город.


Примечания:

1. Каштелян (польск. Kasztelan) – должность и титул в Речи Посполитой. При «посполитом рушении» (всеобщем шляхетском ополчении) каштелян командовал шляхтой своего повета или воеводства во время похода. Каштеляны принимали участие в заседаниях сената Речи Посполитой. Самым старшим был краковский каштелян, за ним следовали виленский и трокский каштеляны. Троки (совр. Тракай) – город в Литве.

2. Андрей Курбский (1528–1583 гг.) – князь из рода Рюриковичей, государственный и военный деятель, писатель-публицист. В 40–50-е годы XVI века был близок к царю Ивану Грозному, занимал высшие государственные и военный посты в Царстве Русском, входил в Избранную Раду (высший совещательный орган при царе), участвовал в походах на Казанское ханство в 1545–1552 годах. Во время Ливонской войны командовал русскими войсками в Прибалтике, в 1562 году руководил походом на Витебск. В апреле 1564 года перешел на службу к великому князю литовскому и королю польскому Сигизмунду II Августу, за что получил от последнего крупные земельные пожалования в Литве и на Волыни. С сентября 1564 командовал одной из польских армий в войне против Царства Русского.

3. «Русская партия» – условное название представителей знати и других слоёв общества Великого княжества Литовского, выступавших за упрочение восточнославянской самобытности и самостоятельности великого княжества и сближение с московским государством.

4. Западная Русь – восточнославянские земли Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского.

5. Иезуиты – члены наиболее влиятельного католического монашеского ордена, созданного в 1534 году для распространения влияния римских пап, борьбы с ересями (христианским инакомыслием), схизмой (в данном случае с православием) и любыми формами свободомыслия. Иезуиты активно участвовали в деятельности инквизиции, вдохновляли и организовывали борьбу с народными антифеодальными движениями XVI–XVIII веков в европейских странах, преследовали передовых мыслителей и учёных.

6. Киево-Могилянская коллегия (в настоящее время Киевская духовная академия) – старейшее высшее учебное заведение православной церкви. Организована в 1632 году путем слияния Киевской братской школы и школы Киево-Печерской лавры (древнейший монастырь на Руси, осн. в 1051 г.). На обучение принимались дети казацкой старшины, шляхтичей, духовенства, зажиточных мещан и казаков, большинство из них получало светское образование.

7. Виленская иезуитская академия – была преобразована в 1579 году из иезуитской коллегии, возникшей в Вильне в 1570 году. С 1641 года имела два отделения – гражданского права и каноническое (богословия). Академия подразделялась на 7 классов и охватывала все ступени школьного образования. В основном изучались средневековая латынь, богословие и риторика. Медицинские, естественные и высшие математические науки не преподавались.

8. Восстание Богдана Хмельницкого – восстание и освободительная война на Украине и в Беларуси в 1648–1654 годах против власти Речи Посполитой.

9. Малая Русь – одно из исторических названий современной Украины.

10. Запорожские казаки – первоначально в XIV-XVI веках сообщество вольных людей, создавшее в низовьях Днепра вне пределов каких-либо государств особую военную организацию Войско Запорожское, названное по области своего проживания (за днепровскими порогами) и расположению главного военного укрепления под наименованием «Сечь» (от засека – оборонительное сооружение). После восстания Богдана Хмельницкого в 1648 г. и перехода под контроль Войска Запорожского земель современной Северной и Центральной Украины, запорожскими стали именовать всех казаков, проживавших на этих землях.

11. Казачьи загоны – в данном случае военные отряды.

12. Гетман польный литовский – заместитель руководителя вооружённых сил Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского (гетмана великого литовского). В мирное время великий гетман обычно находился при дворе, занимался административными и стратегическими вопросами, а польный гетман находился «в поле», руководил малыми операциями, охраной границ.

13. Наказной гетман (атаман) – лицо, временно выполнявшее обязанности гетмана (атамана). Назначался (избирался) казацкой старши́ной для руководства походом казацкого войска, когда гетман по каким-либо причинам не мог этого сделать этого лично.

14. «Гуляй-город» – передвижное полевое укрепление в XV−XVIII веках. Состояло из прочных телег, оснащенных большими щитами, из которых составлялось укрепление нужной формы. Прочные щиты обеспечивали защиту от стрелкового оружия, а весь «гуляй-город» помогал отражать атаки противника. «Гуляй-город» был особенно эффективен в борьбе с тяжёлой рыцарской конницей, которой пехота могла противостоять лишь в отдельных случаях.

15. Хоругвь – подразделение войск Речи Посполитой численностью 100-200 человек.

16. Корона Польская – неофициальное название (употреблялось также просто Корона) Королевства Польского, являвшегося частью Речи Посполитой. В результате Люблинской унии 1569 года Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское утратило обширные восточнославянские земли на юге (совр. Украина), которые перешли под непосредственную власть польского королевства. Поэтому против восставших на территории Украины действовали в основном войска Короны.

17. Земский собор, Совет всея Земли – центральное сословно-представительское учреждение Царства Русского в середине XVI–XVII веках. В Земских Соборах принимали участие представители всех слоёв населения кроме крепостных крестьян.

18. Есаул, ясаул – должность и чин (звание) в казачьих войсках. Изначально –наименование помощника военачальника, и его заместителя. Впоследствии —старший офицерский чин в казачьих войсках в России.

19. Алексей Никитич Трубецкой (ок. 1600–1680 г.г.) – князь из рода Гедиминовичей, русский воевода, государственный деятель («Великого государя ближний боярин») и дипломат. Трубецкие ведут свой род от внука Гедимина Дмитрия Ольгердовича, князя брянского, стародубского и трубчевского, героя Куликовской битвы, погибшего в битве на Ворскле в 1399 году вместе с сыном Иваном.

20. Языки – пленные.

21. Василий Золотаренко – полковник Нежинского полка, военно-административной единицы Войска Запорожского с центром в Нежине.

22. Иван Золотаренко – наказной гетман Войска Запорожского, возглавлял казацкий корпус в составе Нежинского, Черниговского и Стародубского полков, направленный Богданом Хмельницким на Белую Русь для совместных действий с войсками Царства Русского. Взял Речицу, Жлобин, Стрешин, Рогачев, Гомель, Чечерск, Пропойск и Новый Быхов. Погиб при осаде крепости Старый Быхов в октябре 1655 года.

23. Кейданская уния – подписанный в августе 1655 г. договор, по которому Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское выходило из состава Речи Посполитой и вступало в унию со Швецией. Великим князем Литовским признавался шведский король Карл X Густав. Соглашение было подписано великим гетманом литовским Янушем Радзивиллом, польным гетманом литовским Винцентом Корвин-Гонсевским, иерархами католической церкви, военными чинами и шляхтой (всего 1142 чел.). В отношении тех, кто не подпишет договор предусматривалась конфискация собственности. В соответствии с договором шведские войска заняли западные земли великого княжества. Большинство шляхты не поддержало Кейдановский договор и осталась на стороне короля Яна II Казимира. После смерти главного инициатора договора Януша Радзивилла в Жемойтии произошло антишведское восстание. В результате шведские власти и войска покинули великое княжество, и Кейдановская уния утратила силу.

24. Виленское перемирие – перемирие, заключённое 24 октября 1654 года в Вильне, предложенное Речью Посполитой и принятое Царством Русским. Имело взаимовыгодные условия. Речь Посполитая, проигрывавшая войну была спасена от полного разгрома, а Московское государство получило свободу действий в наметившемся конфликте со Швецией.

25. Оливский мир – договор между Речью Посполитой и Швецией, подписанный 3 мая 1660 года в Оливском монастыре, близ Данцига (Гданьска) в Пруссии. По условиям мира польский король Ян II Казимир отказался от притязаний на шведскую корону. Швеция закрепила за собой Ливонию и Ригу.,/small>

26. Иван Андреевич Хованский (начало XVII в.–1682 г.) – князь из рода Гедиминовичей, русский военный и государственный деятель, боярин, воевода. Хова́нские – русский княжеский род, происходит от великого князя литовского Гедимина, через второго его сына Наримунта (Глеба).

27. Воевода русский – глава Русского воеводства, административно-территориальной единицы Польского королевства. Воеводство было образовано около 1434 года из тех земель Галицко-Волынского княжества (Королевство Руси), которые были захвачены Польшей в конце XIV века.

28. Гетман польный коронный – в Речи Посполитой - заместитель командующего армией Польского королевства («Короны») - гетмана великого коронного.

29. Даниил Ефимович Мышецкий (1608 – 10 декабря 1661 г.) – князь из рода Рюриковичей, русский дипломат и военачальник.

30. Большой Московский собор 1666–1667 годов – церковный собор Русской православной церкви, самый представительный по числу участников.

Яндекс.Метрика