Сайт о Городе и для Города

385 лет просветителю Симеону Полоцкому

Автор: интернет-источник


Крупнейший восточнославянский мыслитель XVII столетия, белорус по происхождению, писатель, поэт и просветитель, переводчик и издатель, богослов Симеон Полоцкий внес значительный вклад в развитие культуры и общественной мысли белорусского и русского народов.

Родился Самуил Гаврилович (по другим сведениям Емельянович) Петровский-Ситнианович в декабре 1629 года в Полоцке. После смерти отца мальчика воспитывал отчим, который и дал ему вторую фамилию Петровский. Первые знания Самуил получил в братской школе Полоцкого Богоявленского монастыря. С 1643 по 1651 год учился в Киевско-Могилянской академии, в которой наряду с ее основателем Петром Могилой преподавали Лазарь Баранович, Сильвестр Косов, Иосиф Горбацкий, а также видные киевские ученые. С 1651 по 1653 год Самуил продолжил образование в Виленской иезуитской академии. Знания Самуил получил основательные и мог похвастаться, что "умом изряден". Но вот здесь и была драма - ученость молодого учителя была ненужной. Шла война России с Речью Посполитой: было не до мудрствования, лишь бы выжить. С горькой иронией Самуил насмехался над собой:

Ума излишком, аж негде девати, -
Купи, кто хощет, а я рад продати.

Самуил так и не нашел, кому продать "ума излишки" и вернулся на родину. В 1656 году принял монашество под именем Симеон. Был монахом ордена базилиан. Пропагандировал идею единения христиан под духовной эгидой римского папы и под государственным патронатом московского царя. В 1656 году в Полоцк приехал во главе армии московский царь Алексей Михайлович. Симеон лично преподнес царю приветственные стихи собственного сочинения - "Метры". Царь запомнил талантливого монаха.

С середины 1650-х годов до 1664 года Симеон был учителем братской школы Полоцкого Богоявленского монастыря. Кроме родного белорусского языка, он в совершенстве владел польским и церковно-славянским языками. Писал на этих языках стихотворения, речи, научные трактаты. Богоявленский монастырь стал важнейшим культурным центром Беларуси, учившим патриотизму и любви к родине.

Со своими "стихами красногласными" Симеон в январе 1660 года приезжал в Москву, где читал их в Кремле царской семье. В сентябре он вернулся в Полоцк. Симеон любил Полоцк, хотел "вернолюбезно" ему послужить. Любил, но вынужден был оставить родной город.

Весной 1664 года Симеон переехал в Москву. Отъезжая, он заверял друзей и сподвижников, что при "спакойным выпадку" вернется на Родину, но жизнь распорядилась так, что он остался в белокаменной навсегда. Царь Алексей Михайлович поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел. Симеона поселили рядом с царскими палатами и зачислили на государственное обеспечение. Именно тогда его стали называть Полоцким.

Два года он преподавал в "школе Спасского монастыря за Иконным рядом". Выпускники школы успешно работали в Посольском приказе, ездили с дипломатическими миссиями за рубеж. Одновременно Симеон работал с греком Паисием Лигаридом царским советником по церковным делам, переводчиком и редактором, выполняя "поручения, требовавшие специальных познаний и ловкого пера". Его приглашали на придворные торжества, где поэт читал свои поздравления в стихах. На дворцовых обедах Симеона Полоцкого нередко сажали на почетном месте недалеко от царя Алексея Михайловича. В Москве в одной своей особе он был и "министром культуры", и "министром образования", который сам "приказывал и сам же выполнял приказы".

В 1665 году у царя родился сын, и Симеон преподнес царю "Благоприветствование о новодарованном сыне". Царь называл его "мудрейшим философом и пеитом". По просьбе Восточных патриархов, приехавших в Московское царство по делу Никона, еще в 1658 году бросившего патриаршество, Симеон Полоцкий произнес перед царем речь о необходимости усилить школу в государстве.

Церковный собор 1666-1667 годов осудил Никона и старообрядцев. Симеон Полоцкий, выступавший как переводчик александрийского и антиохийского патриархов, по поручению Большого Московского собора написал трактат "Жезл правления", направленный против раскольников. Книга вышла в конце 1667 года. Тогда же Симеон был назначен воспитателем и учителем царских детей.

Сохранились сведения, что он очень ответственно относился к своим обязанностям: мастерил для царских детей игрушки, царевну Софью учил музыке. Большое внимание в воспитании и обучении детей придавал книгам. Для них он написал несколько сочинений: сборник стихотворений "Вертоград Многоцветный", "Житие и учение Христа Господа и Бога нашего", "Книга кратких вопросов и ответов катехизических".

В 1672 году родился царевич Петр. Симеон Полоцкий написал "Вирши на рождение царевича Петра Алексеевича". Будущему царю он написал стихотворение-гороскоп, предсказав его великое будущее. Это он, Симеон Полоцкий, нашел, подготовил и порекомендовал в учителя будущему императору хорошо известного из истории Никиту Зотова. Однако и сам не уклонялся от подготовки Петра I: специально для царевича он написал букварь и стихотворное предисловие для него.

В "Венце веры кафолической" Симеон Полоцкий собрал все свои знания - от апокрифов до астрологии, используя цитаты практически только западных авторов. Это в допетровской Москве было ново. Своим независимым положением при дворе Симеон Полоцкий воспользовался в целях возрождения давно угасшей в Москве живой церковной проповеди, взамен которой тогда господствовали чтения поучений Святых отцов.

Симеон произнес сотни проповедей, в которых наряду с духовными темами говорил и о житейских проблемах. Это произвело почти переворот церковной жизни, дав плодотворный результат. После его смерти проповеди были изданы в двух сборниках "Обед душевный" и "Вечеря душевная".

Много внимания уделял Симеон Полоцкий театральным представлениям. Он признавал воспитательную роль театра, что соответствовало той традиции, которая бытовала в учреждениях, где он получал образование. Для школьного и придворного театров он написал две комедии "О Навуходоносоре царе" и "Комедия притчи о блудном сыне". Кроме того, он создал многие диалоги, декламации, близкие по своей форме к драматургии. Почти ежедневно Симеон писал половину тетради стихотворений, пьес, произведений ораторской прозы. Его церковные "слова" служили учебником для русских епископов и священников низших званий.

Занимался Симеон Полоцкий и издательской деятельностью. В начале 1679 года создал во дворце типографию, независимую от патриаршей цензуры. Первой вышла книга "Букварь языка славенски", которую он написал для царевича Петра Алексеевича. Следующей книгой стала "Псалтирь рифмотворная", которую Михаил Ломоносов назвал "вратами своей учености".

Симеон Полоцкий перевел с латыни и польского языка многие литературные произведения. Он пользовался большим уважением у всех тех в Москве, кто выступал за распространение в государстве научных знаний, проявлял интерес к западной культуре. Ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев поражался работоспособности ученого, философа и поэта. Его кипучая деятельность оказала на московскую жизнь сильное влияние. Приехав в Москву проповедником идей, воспринятых в преобразованной митрополитом Петром Могилой киевской академии, Симеон Полоцкий служил живым активным отрицанием той косности и неподвижности, в которой застыла тогдашняя церковная жизнь. Он словом и делом боролся за распространение образования, обогащая московскую книжность почерпнутыми в Киеве из западных источников знаниями.

За 16 лет московской жизни и неустанной деятельности Симеон Полоцкий нажил себе множество врагов, включая церковные власти, однако высокое положение делало его неуязвимым. Его энциклопедическая образованность вызывала не только раздражение, но и неприятие и у церковных иерархов, и у влиятельных фигур тогдашнего царствования.

С первых дней нахождения при московском дворе Симеон Полоцкий заботился о расширении просвещения. Он смог убедить царя в необходимости народного образования согласно европейского школьно-университетского метода, приобщения придворных к светской литературе, музыке, театру. Длительное время просветитель вынашивал проект создания в Москве высшего учебного учреждения, где должны были изучаться "вольные общественные и духовные науки" от грамматики, риторики до философии и богословия, а также языки - греческий, церковнославянский, латинский и польский. В 1679 году Симеон Полоцкий написал проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии.

Прожил Симеон Полоцкий пятьдесят один год, скоропостижно скончался 25 августа 1680 года и был похоронен в Заиконоспасском монастыре, успев оставить после себя целую литературно-научную школу во главе с Сильвестром Медведевым.

После смерти мыслителя недоброжелатели обвинили его в "латинстве и прикровенном еретичестве". Но сделать ничего уже было невозможно, даже запретить его рукописи удалось только на время.

Симеон Полоцкий свой талант отдал русскому народу, однако он - честь и слава белорусов. Его творческая и общественная деятельность является большим вкладом в развитие белорусской и русской культур. Находясь в Москве, Симеон никогда не забывал о родной Беларуси. Свои произведения он подписывал "иеромонах из Полоцка", чем подчеркивал свое белорусское происхождение. Свою наибогатейшую в тогдашней Москве библиотеку Симеон Полоцкий завещал монастырям, в том числе белорусским. Белорусским и украинским монастырям отошла и значительная часть его денежных сбережений.

Литературное, богословское и научно-просветительное наследие Симеона Полоцкого многогранно и не перестает удивлять исследователей своей энциклопедичностью. Он написал более 10 книг и 200 проповедей, которые были изданы уже после его смерти.

Наследники свято хранят память о своем знаменитом земляке. В родном городе просветителя в Богоявленском монастыре создан музей-библиотека Симеона Полоцкого. В 1990 году издательство "Мастацкая літаратура" впервые опубликовало большинство стихотворений поэта белорусского периода и часть произведений московского периода, которые были известны только по рукописным собраниям. В 1995 году была выпущена почтовая марка, посвященная Симеону Полоцкому. В 2003 году благодарные полочане установили ему памятник (скульптор Александр Финский). В 2013 году Белгазпромбанк возвратил в Беларусь книгу "Жезл правления" Симеона Полоцкого 1667 года издания и осуществил ее факсимильное воспроизведение.

В Беларуси произведения Симеона Полоцкого хранятся в Национальной библиотеке Беларуси, Центральной научной библиотеке Национальной академии наук Беларуси имени Якуба Коласа, Музее белорусского книгопечатания в Полоцке.

Яндекс.Метрика